Абсолютная Гармония

Санкт-Петербург - 10 August 2013
Центральная концепция божественного. Смирение, терпение и почтение. Правильное отношение к материальному миру. Тело не вечно. Ответы на вопросы: Как развить в себе качество терпения? Святой человек - кто он? Почему важно понимать смысл жизни? Как не впасть в иллюзию?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:15:54 | качество: mp3 96kB/s 52 Mb
последняя редакция текста: 2025-09-08 13:35:41 UTC
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:19 Мы в эти дни ещё продолжаем памятовать о Шриле Шридхаре Махарадже. Он живёт в наших сердцах. Мы памятуем о нём, цитируем его высказывания, его книги. Во вторник мы отмечали день его ухода, и хотя почти неделя прошла с тех пор, тем не менее, это всё равно как-то на нас отражается. И сегодня мне на ум пришло то, что он сказал об абсолютной гармонии, и это для нас очень возвышенно. Гармония необходима в жизни каждого человека, и прежде всего для практикующего, потому что для него всегда необходимо нащупать баланс между так называемой материальной и духовной жизнью, между многими аспектами своей жизни. В этом плане абсолютная гармония всегда нужна каждому из нас.

Центральная концепция божественного

00:02:35 Всегда относительно любого вопроса есть абсолютная точка зрения и относительная. Шрила Шридхар Махарадж всегда направлял нас к абсолютной, он всегда указывал в сторону вечного и божественного. Шрила Шридхар Махарадж приводил также пример оркестра или музыкальной группы, когда множество инструментов звучат в едином созвучии под руководством дирижёра. Множество инструментов создают разные звуки, но это всё сливается в едином звучании и создаёт прекрасную музыку. Все инструменты звучат по-разному: флейты, тромбон, струнные, ударные. И тем не менее под умелым руководством дирижёра они превращаются в удивительную музыку. Поэтому нам предлагается обрести роль музыкального инструмента и играть в этом Божественном оркестре под руководством истинного дирижёра, и играть каждому свою партию в этом удивительном оркестре.

00:05:43 Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что абсолютная гармония – это центральная концепция Божественного: что центр повсюду, а периферия нигде. Мы все частички органического целого. Поэтому наша задача как части – служить интересам целого. Так мы займём правильное положение в жизни. Не как эксплуатирующее начало, а как часть целого, служа целому. Наше естественное начальное конституционное положение – быть слугами, не эксплуататорами, а отдающим началом.

00:07:48 Служение центру, причине всех причин, источнику и персонифицированному гармоническому началу, и так мы обретём источник нашей исполненности и счастья. Он поясняет: если вы будете просто поливать корень дерева, то все ветви, ствол, листья и цветы, если они есть на этом дереве – все они будут насыщены. Это то, как садовнику следует заботиться о дереве: не поливать листья, а поливать корень. И для того чтобы насытить тело, мы также принимаем пищу через рот. Наполняя желудок, мы наполняем своё тело энергией и силой. Мы не помещаем пищу в уши, в глаза, в нос. Это неправильная процедура. Поэтому Шрила Шридхар Махарадж говорит, что служение центру – это наша высочайшая перспектива, наше высочайшее устремление.

00:10:12 Как, например, взять планеты: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. И все атомы, молекулы в теле работают для блага всего тела. Если какие-то клетки начинают работать ради собственных интересов, так образуется рак. Общее строение мира такое же. Поэтому наша задача – служить целому или, как мы говорили ранее, стать подходящими инструментами для участия в этом оркестре. Более того, Сознание Кришны настолько замечательно, что каждому найдётся своё место, каждому найдётся своя комната, несмотря на то, что каждый из нас индивидуален. Это бытие, оно всеобъемлющее. Настолько всеобъемлющее, что всё становится гармоничным; пропадает идея врагов. И даже если и есть такие, то они не воспринимаются как враги.

Смирение, терпение, почтение

00:12:35 Вайшнавская культура заключается в том, чтобы вести смиренную жизнь, быть терпеливыми и относиться с почтением к другим. И это основная практика, которая дана нам Шри Чайтаньей Махапрабху и которая была записана им самим, собственной рукой. И Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что среди этих трёх качеств: смирение, терпение, почтение, с большим вниманием, с большей ответственностью мы подходим к терпению. Потому что с терпением к нам придёт естественным образом и смирение, и почтительное отношение к другим. Шрила Шридхар Махарадж говорит, что если мы будем относиться с терпением ко всему, то гармония усилится. Если все станут терпеливыми, то во всём мире воцарится гармония. Гармония – всеобъемлющая. И так, благодаря терпению, гармония распространится, усилится и охватит всех.

00:14:51 Это простая естественная истина, и если мы применим её к своей жизни, то мы обретём несомненное благо и успех. Но, так или иначе, с этой идеей мы находимся здесь, в мире эксплуатации, где ничто не существует без эксплуатирования другого. На этом плане бытия находятся повторяющиеся рождения и смерти. Это план действия и реакции на это. Как Ньютон сказал в своём 3-м законе: «Каждому действию существует равное ему противодействие». Мы называем это законом кармы. Зная или не зная об этом, тем не менее, мы связаны по рукам и ногам этим законом кармы и переживаем последствия своей собственной деятельности. Для того чтобы освободиться от этого, нужно лишь сделать маленькую настройку.

Правильное отношение к материальному миру

00:16:57 Мы слышали, что религия означает правильное самоопределение. Благодаря обретению правильного угла зрения и устремлению к этому гармоническому бытию, мы достигнем рано или поздно этого состояния. Некоторые, поняв скверную природу этого мира, пытаются отречься, уйти в безмолвие, в жизнь сна без сновидений. Они хотят обезличиться и перестать существовать, уйти в нирвану. Мы не согласны с тем, что такое решение позитивно, потому что даже находясь в этом состоянии, в состоянии вне страданий и вне существования, душа может вернуться к старому и пасть в мир эксплуатации. Шрила Шридхар Махарадж приводит такую божественную арифметику: он сказал: «Если вы из всего сущего исключите эксплуатацию и отречение, то, что останется у вас, будет бхакти – преданность». Это позитивное решение.

00:20:03 И там мы находим внутреннюю исполненность, пробуждение души к высшей гармонии и обретению позитивных отношений с Абсолютом в пяти возможных видах взаимоотношений. Изучая святые писания, такие, как Бхагавад-гита и другие, мы постепенно, шаг за шагом, следуя наставлениям святых, пытаемся постигать бхакти-йогу и следовать её путём. Мы изучаем, как мы можем прийти к этому и достичь Господа. На этом плане сознания невозможен возврат к процессу действий и их последствий. Карма прекращается и существует только одно позитивное бытие, многообразное. И, вставая каждый день утром, мы обнаруживаем, что у нас есть возможность практиковать, участвовать в духовной жизни и делать оставшиеся шаги по направлению к Господу.

00:22:36 Помимо практики, мы также пытаемся поделиться тем, что есть замечательного у нас, с другими, со всеми искренними душами. И это самая лучшая помощь, самый лучший вид благотворительности – поделиться этим состоянием, этим знанием, этими возможностями с другими. Более того, в писании говорится, что если вы не делитесь тем, что дорого и свято для вас – этим Божественным посланием, то это называется «джива-химса» - насилие по отношению к живым существам, потому что они страдают. Поэтому мы пытаемся также вдохновить других, побудить их присоединиться к нам. Почему? Потому что позитивное всеобъемлющее бытие оно также предназначено и для них. Но они забыли, не подозревают об этом, и поэтому наша задача – поделиться этим. Живое существо, заключённое в материальную оболочку тела, находится под непроглядным покровом иллюзии, называемой «Маха-майя». Иллюзия застилает пеленой глаза живых существ, и они воспринимают этот мир и своё бытие как дом.

Тело не вечно

00:25:20 Настолько ослеплена, что даже видя смерть повсюду, в частности видя смерть своих близких людей, родственников, друзей, живое существо, тем не менее, считает, что само оно не умрёт никогда. Юдхиштхира Махарадж сказал: «Это то самое удивительное, что существует в этом мире». Один из великих садху Махарадж Юдхиштхира сказал о том, что всё удивительное в этом мире сводится к тому, что, несмотря на то, что живое существо постоянно созерцает смерть вокруг себя, смерть своих близких и других живых существ, тем не менее, оно само живёт так, как будто не умрёт никогда. Он говорит о том, что живое существо не готовится к смерти. Он имеет в виду под этим, что живое существо не склонно вести духовную жизнь, продвигать себя к вечности, к божественному.

00:27:22Время жизни необычайно ценно, поскольку оно может нас направить к высочайшей цели. И поэтому по-настоящему разумные души используют это время жизни для своего вечного блага; направляя его (время) в сторону вечного блага. Потому что коварная смерть отберёт у нас все временные материальные накопления – друзей, родственников, ценные вещи, положения, и останется только вечное. Поскольку мы не знаем, как долго мы проживём, мы не можем быть в этом уверенны на сто процентов. И количество шансов ограничено, поэтому мы не должны их упускать. Мы должны использовать их для духовной жизни, для духовного стремления. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Вставайте! Поднимайтесь! Воспряньте ото сна! От глубочайшего сна, в котором находитесь. Поднимитесь ото сна, воспряньте и ищите нектар. Потому что вы все дети нектара. Вы все ищете Кришну. Вы все находитесь в поиске Его, в поиске прекрасной реальности».

Ответы на вопросы

00:30:13 Возможно, у кого-то есть какие-то вопросы. Пожалуйста, не стесняйтесь задавать. Я вижу, в основном, преданные сегодня собрались, приехали из разных частей Петербурга. Спасибо, что все сегодня приехали сюда. Я очень счастлива побывать на Украине. Это был мой первый визит туда. Я приехала на фестиваль «Veda life», который совсем недавно отгремел от выходных до выходных. Мы только-только оттуда вернулись, ещё переживаем те события и готовимся к следующему фестивалю. Сейчас некое затишье. Я приехала немного пораньше для того чтобы помочь подготовить почву для следующего фестиваля, который пройдёт здесь, в Петербурге. Фестиваль – «Veda life». Поэтому я нахожусь здесь, я всегда доступна. Если я чем-то могу вам послужить, я всегда у вас на службе.

00:32:29 Мне Гурудев дал такое указание, такое служение – вдохновлять других на духовную жизнь. Он сказал: «Ты можешь съездить куда угодно, быть где угодно, но твоё занятие будет всегда вдохновлять преданных и друзей на верховные свершения. Поэтому мне будет очень приятно, если вы сможете исполнить моё служение. 21-го у нас будет ещё маленький фестиваль в Москве. Затем здесь с 27-го начнётся следующий фестиваль. И мы надеемся, что преданные из разных частей России приедут.Шрила Госвами Махарадж приедет,Шрила Авадхут Махарадж, наши брахмачарии-энтузиасты, американские Вирачандра и Рамачандра. Мы также надеемся, что у вас у всех будет большая удача выудить побольше у них. В каком плане? Обрести их божественное общение, их благоприятное общение, и через это как-то внутренне измениться в лучшую сторону.

00:35:00 И мы все очень многим обязаны прежде всего. Он совершенно бескорыстно, при помощи Виджайя Раман Прабху и многих из вас, установил миссию в России для блага всех людей здесь. Днём и ночью, 24 часа, 7 дней в неделю, он занят бескорыстным распространением Сознания Кришны в России и занят служением. Я никогда не встречала кого-либо подобного Шриле Авадхуту Махараджу в плане его сердца. Оно такое огромное и такое щедрое. Он никогда не думает о себе, но всегда отдаёт все силы и энергию, все возможности на служение миссии своего учителяШрилы Говинды Махараджа здесь в России. Вы даже не можете представить себе, насколько это динамическая миссия. Она значительно обгоняет, превосходит все остальные миссии во всём мире.

00:37:24 Столько различных, всевозможных духовных проектов: ведические планетарии, кино и очень-очень много разных направлений, что даже в уме невозможно их перечислить. Всё, что делает Авадхут Махарадж, удивительно. Динамическая миссия, возглавляемая динамо-машиной Шрилой Авадхутом Махараджем.

Как развить в себе качество терпения?

00:38:10 Может сейчас у кого-то есть какие-то вопросы? [вопрос из зала: «неразборчиво… Насколько я правильно поняла, что смирение и почтение они исходят из терпения, а откуда приходит терпение?] Терпение приходит после бесконечных попыток терпеть. На самом деле, шансы практиковать терпение выпадают нам каждый день, поэтому не стоит их упускать. И если мы будем искренне пытаться, то помощь низойдёт к нам. Самое замечательное – это дух прилежания. Ребёнок, когда учится ходить, примерно, находится в таком положении. Он хочет пойти, но в следующий момент делает шаг и падает, но он всё равно опять встаёт и делает следующий шаг и снова падает, но он не прекращает свои попытки. И постепенно, пытаясь, через эти попытки, у него получается делать первые неловкие шаги, но позже он ходит, бегает уже замечательно. И духовная жизнь подобна хождению ребёнка. Есть один прекрасный стих, в котором говорится о том, что та земля, на которую мы падаем, она должна послужить нам точкой опоры, от которой мы должны оттолкнуться для того чтобы снова встать. И у нас нет других занятий, только как пытаться.

00:41:30 Ещё может быть вопросы какие-то есть? Однажды Шрила Госвами Махарадж задал вопрос Гурудеву Шриле Говинде Махараджу: «Как Вы пришли к такому глубокому пониманию этой шлоки о смирении, терпении, почтении? Потому что Вы постоянно об этом говорите глубоко. Как Вы пришли к пониманию этого?» Он ответил: «От отчаяния. Потому что по-другому не работает». Будучи ачарьей, управляя огромной миссией, постоянно взаимодействуя с преданными самых разных видов и мастей, так или иначе приходится подходить к этой идее. Как мы видим, что есть такая способность –контроль языка. Когда нужно говорить про это знание, когда не нужно; когда отвечать, когда не нужно отвечать и т.д.

00:44:52 Когда то, что нужно было сказать, было приятно слушающим, когда это было мягко, вдохновляюще, тогда он говорил. Но когда было противоположное положение, он предпочитал сохранять молчание. Поэтому одна из очень важных практик в нашей жизни, в практике преданности – это контролировать язык. Поэтому говорится,если у тебя нет чего-то позитивного, чтобы это сказать, то просто помолчи. И так или иначе, это также вовлекает эти три качества: и смирение, и терпение, и почтение. И Гурудев очень легко оперировал этим. Гурудев сам по себе был очень смиренной личностью, поэтому для него это не было чем-то новым, диковинным - смирение. Поскольку себя он всегда воспринимал нижайшим слугой своего Гуру Махараджа и всё, что приходило к нему, он воспринимал это как милость его Гуру Махараджа.

00:47:04 И так же естественным образом ему удавалось быть почтительным с каждым. Почему? Он видел каждого как служителя его Гуру Махараджа, исполнителя его воли. И более того, даже как проявление его Гуру Махараджа. И так он видел присутствие божественного во всём вокруг. И для него всё было гармонично. Мы все были свидетелями, мы все видели сколько у Гурудева было возможностей для того чтобы прекратить быть смиренным, терпеливым и т.д. Сколько раз его оскорбляли, бывало собственные ученики. Сколько раз у него был повод прогневаться, но тем не менее он всегда оставался смиренным, терпеливым и почтительным. Таким образом, он учил личным примером этой гармонии своих учеников, своих последователей и всех остальных. И Шрила Гурудев говорил, что: «В моих джунглях много зверей: и тигры, и слоны, и остальные, но все живут на своём месте, и у всех всё хорошо. Все в гармонии». Столько много разношёрстных, разноплановых личностей, и, тем не менее, он всеми ими мог управлять таким образом, что всё было вокруг гармонично, что они уживались друг с другом. Гурудев мог создать эту гармонию.

00:50:01 Даже самые свирепые преданные, подобные тиграм, даже они становились мягкими котиками в его присутствии. Так он мог гармонизировать всех и вся, и использовать каждого как инструмент, инструмент в оркестре Господа. Он был тем самым дирижёром. И так мы пришли к тому, с чего начали. Он тот самый дирижёр. Всевозможные инструменты с разных частей мира, и настроенные и ненастроенные, благозвучащие и не очень – всех их он сумел использовать, всех их сумел задействовать в самой прекрасной Божественной музыке. Мы можем ответить ещё на вопрос.

Святой человек - кто он?

00:51:52 Вопрос из зала: «Я беседовала с одним знакомым, который исследует имперсональную концепцию, и мы говорили о том, как определить святого человека. И он дал мне такое определение, что в присутствии святого ум другого человека впадает в состояние шанти, мысли уходят, состояние безмолвия полного, покоя, безмыслия. Мне хотелось бы знать, в присутствии Гурудева такое происходило? Или у вас какое-то другое определение?»

00:53:11 Мы слышали о том, что Садху, святой – это тот, кто делает нашу духовную жизнь возможной. Он Прабху Прия, он ещё более дорог Господу, чем его собственная жизнь. Всё, что он делает, всё, что он говорит, оно направлено лишь на удовлетворение Всевышнего. Слушать святого также приятно для слуха, поскольку это пробуждает внутреннюю жизнь души и всё самое светлое в человеке. Мы также следуем по их стопам, мы следуем за ними, поскольку они ведут нас по пути к Кришне, они даруют нам Его. Что может быть более могущественным или более значительным, чем это? Они даруют нам высочайшее, то, что запатентовано, защищено авторским правом, а они, тем не менее, отдают это нам на золотом блюде, то, что сами считают высшим, и то, что действительно является высшим.

00:56:08 И возможно некий побочный эффект то, что приходит спокойствие, но прежде всего спокойствие приходит от того, что они даруют смысл нашего существования, смысл нашей жизни. И это приносит спокойствие и счастливое расположение. Поэтому у нас несколько более высокие требования к святым, кто такой святой. Некое более высокое понимание. Они дарующие Господа. Последний вопрос?

Почему важно понимать смысл жизни?

00:57:30 [ голос из зала: «Почему так важно иметь смысл жизни? Знать смысл жизни?»

00:57:57 Если не иметь смысла жизни, ради чего живёшь, к чему стремишься, то и жизнь тогда пустышка. Потому что никакого вдохновения и никакого стремления. Это депрессивная и нездоровая жизнь. Недавно было проведено медицинское исследование, и статистика показала, что те, у кого есть смысл жизни, те живут дольше, они здоровее и счастливее. И не то чтобы нам необходимо само это знание, но оно приходит как часть здравого смысла. Как можно побудить себя к каким-либо действиям, пробудившись ото сна, если у тебя нет смысла, к чему стремиться, для чего существовать? И поскольку мы хотим быть духовно здоровыми и к чему-то всё-таки стремиться, то, прежде всего, понимание всех этих вещей приходит в сознании. Если мы будем сознательны относительно своей жизни, если мы будем иметь высочайшую цель, к которой мы будем бесконечно стремиться, тем не менее, это принесёт в нашу жизнь величайшее благо и даст нам вкус к жизни, даст нам направление следования.

01:01:11 Шрила Шридхар Махарадж приводит такой пример: у одного человека помутился рассудок и он забыл, что у него есть дом, семья. И он влачит своё существование, собирая кусочки бумаги на улице. То есть он занимается какой-то бесполезной деятельностью, день и ночь он собирает эти клочки бумаги, не зная зачем и почему. И он занят этой бесполезной деятельностью, он забыл, что у него есть дом, есть семья. Забыл, что его жизнь другая. Само дыхание жизни другое, но он этого не видит. Этот пример этого безумного человека – это люди в нашем с вами существовании, обусловленном, в котором мы забыли о нашем подлинном доме и думаем, что то, как мы живём сейчас, то чем мы занимаемся – это нечто подлинное, в то время как духовная жизнь – это нечто отстранённое.

Как не впасть в иллюзию?

01:03:34 [ голос из зала неразборчиво...]It is said that maya can come from any karna and involve its activity. So, how to protect ourselves and… like, sometimes it can come in such a way, someone come and say, “Please can you help me?” And how to differentiate service attitude from exploitation? Мы всегда будем защищены, если мы будем держаться общества святых, а также наших братьев и сестёр в Боге, и когда заняты в каком-то важном ответственном служении. И постепенно к нам придёт способность к различению, к самоанализу. То есть для нас это может быть как некая особая ситуация, в которой мы поймём, что вот это – это развод майи, а это служение. То есть к нам придёт определённое понимание, не сразу, через какое-то время, возможно, но, тем не менее, мы будем способны это отслеживать. Но пока у нас нет способности к этому различению, мы можем обращаться к более возвышенным вайшнавам. И они способны защитить нас и направить в нужном русле, в нужном направлении. Также это помогает быть всегда задействованным в служении и не терять времени напрасно.

01:06:34 Мы вчера говорили о том, что свободный ум – это кузница дьявола. То, что мы говорим, оно имеет своё значение, свой практический смысл. Будьте уверены, что проверки также придут. И чем выше мы будем заходить, тем тоньше и изящнее они будут проявляться в нашей жизни. И последняя уловка майи, когда душа пресекает все планы бытия материальные и выходит из-под сферы влияния, майя придёт лично со сложенными ладонями и скажет: «Я обманывала тебя все эти жизни, но сейчас я сама хочу служить тебе. Ты станешь Шивой, а я буду твоей возлюбленной служанкой». Это последний тест, последняя уловка, последняя западня.

01:08:50 Тем не менее, это её служение – уводить живых существ, и она с этим служением справляется прекраснейшим образом. Поэтому наш взгляд должен быть устремлён на одну цель. И не стоит разбрасываться. Мы должны целеустремлённо двигаться по направлению к нашей цели, тогда мы будем спасены. Поэтому не нужно думать, что мы сможем избежать каких-то проверок, западней ещё что-то. Они обязательно придут. Потому что высочайшая перспектива, которую мы хотим достичь в своей жизни, она не просто даётся. И для этого необходимо много чем жертвовать. Если ты не ждёшь резких поворотов судьбы, то будешь удивлён и не подготовлен, когда они придут.

01:10:16 И мы призваны считать, что все эти проверки, испытания, они приходят ради нашего улучшения, исправления, нашей закалки. [санскрит] То есть всё, что приходит в этот мир, всё, что приходит к нам и желательное, и нежелательное, мы должны воспринимать это как то, что направлено улучшить нас, исправить, направить нас. Даже нежелательное учит нас чему-то, и мы должны правильно усвоить эти уроки. Это более глубокий анализ: то есть всё, что приходит ко мне, оно приходит ко мне не просто так. Оно приходит ко мне по высочайшей милости Господа. Даже травинка не шелохнётся без на то его милости и воли. Поэтому я воспринимаю всё, что ко мне приходит, как высочайшее благо, которое направлено на то, чтобы я улучшился и чтобы моя жизнь обрела более высокое существование.

01:10:16 По большому счёту, всё, что нежелательное приходит к нам в течение нашей жизни, в том числе духовной жизни, мы должны понимать, что это результаты наших собственных поступков и деяний в прошлом. Поэтому мы должны быть благодарны за то, что всё это разом приходит к нам, чтобы мы могли экстерном сдать этот экзамен. Чтобы мы могли разом пресечь это и дальше продолжать двигаться, как духовные солдаты, оставив это позади. Даже те всякие вещи, которые приходят в нашу жизнь, даже различные испытания и уловки майи, они также приходят для того, чтобы нас чему-то научить и чтобы мы сумели сделать правильный вывод. И не стоит удивляться, если кто-то не выдержит испытаний, если кто-то провалит экзамен. Как, например, в школе некоторые ученики остаются на второй год, потому что они не закончили свой курс образования. Поэтому нужно быть готовым и постараться сдать на отлично.

01:15:06 Шрила Шридхар Махарадж говорил о том, что необходимо иметь такое мужество, которое величиной подобно Гималаям, для того, чтобы пуститься в это путешествие, которое полно своих сложностей и трудностей, которое бесконечно далеко. Но, тем не менее, идти по этому пути. Потому что духовное путешествие самое выдающееся, самое захватывающее путешествие всех времён и всех планов.

транскрибирование: Анастасия Унгер | Абботсфорд | Канада | 24 April 2014
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 03 May 2014